Евгений Евдокимов: Если кто-то говорит, что к подрядчику на стройке нет вопросов — он сильно лукавит
stroypuls.ru, Михаил Немировский
23.04.2018
Руководитель проекта строительства многофункционального здания Лахта Центра Евгений Евдокимов рассказал о сроках завершения строительства первой очереди комплекса, взаимодействии с генподрядчиком, зонах безопасности в случае пожара, а также о готовности принимать оперных звезд в многофункциональном зале.
— На какой стадии строительство северного и южного корпусов МФЗ? Какие работы сейчас идут на площадке?
— Сейчас на завершающей стадии находится монтаж фасадного остекления, все наружные работы мы практически закончили. Пока еще в работе двойная нитка фасада, у нее достаточно сложная конфигурация и достаточно серьезные допуски. Мы полностью смонтировали светопрозрачную кровлю атриума с использованием пленки ETFE, сейчас идет финальное закрытие атриума стеклянным фасадом. Это наша изюминка — прозрачный фасад переменной высотности с ощущением «воздуха».
По входной арке начался усиленными темпами монтаж стеклянных стоек. В этом процессе подготовка к монтажу длилась дольше самого монтажа — была долгая выверка: сначала мы полностью собрали всю конструкцию арки, добились миллиметровых допусков. На данный момент подготовка закончена, приступили к монтажу, в ближайшее время арку мы закончим.
По фасадам внутреннего двора все также практически закончено — остались небольшие доделки, готовимся к помывке фасадов в самое ближайшее время.
— Когда протестируете систему обслуживания фасадов?
— Сейчас эта система монтируется. Некоторые краны уже доставлены на площадку, они прошли испытания. На кровле завершаем монтаж рельсов под это оборудование. Думаю, что в ближайшее время мы подгрузим их на кровлю, они пройдут свой круг, встанут в парковочные места и будут ждать начала эксплуатации.
— Планируете получать сертификаты энергоэффективности?
— Да, такие планы есть. Это будет один из этапов, который пойдет параллельно с вводом объекта — получение сертификата LEED. По этому жесткому стандарту будет сертифицирован весь комплекс. Отмечу, что требования сертификата учитывались на начальных этапах — еще при проектировании. Это энергоэффективность материалов (стекла, пленок, отделочных материалов), инженерных решений и т. д. Ну и, конечно, при сертификации ведется жесткий контроль за организацией процесса строительства: требования к стройплощадке, вторичное использование отходов, работа со стоками и пр.
— Стеклянные фасады на МФЗ поставляют 4 разные компании. Почему?
— Выбирали не только лучших производителей, но одним из факторов на тендере была способность поставщика справиться с большим объемом за довольно короткий срок при очень жестких требованиях к качеству. Одной компании справиться с такой задачей было бы трудно.
— Часто приходится слышать мнение, в том числе и от строителей, что МФЗ по сложности даже превосходит саму башню…
— Если башня — это вертикальная доминанта, то многофункциональное здание —горизонтальная, с очень сложной системой распределения нагрузки. Основная сложность в здании — это висящие консольные части, композитные фермы на четырех ядрах жесткости. Очень важно было учитывать усадку после раскружаливания — были установлены специальные датчики, которые показали, что конструкции «сели» ровно настолько, насколько должны были. Сейчас продолжаем мониторинг.
— Каковы сроки завершения работ по первой очереди?
— Контур многофункционального здания по большей части закрыт. Мы доделываем атриум и выходим как раз на обозначенные ранее сроки по вводу — осень 2018 года. Речь идет о вводе всей первой очереди — башни, входной арки и многофункционального здания. Но, подчеркну, мы говорим именно о сдаче в эксплуатацию объекта, то есть завершении строительно-монтажных работ. Дальше предстоит еще период отделки, оснащения, арендной компании и переезда арендаторов.
— Зачем понадобилось получать спецтехусловия на фахверковые колонны-стойки из стекла?
— Речь идет о технологических решениях по стеклянным колоннам в главной арке. Это несущие стойки, которые будут полностью поддерживать фасадную конструкцию. Так же как в атриуме МФЗ, мы хотели этими стеклянными стойками визуально «освободить» арку, подчеркнуть ее уникальную геометрию. Для этого мы провели большое количество испытаний, пробовали много образцов, доказали надзорным органам безопасность конструкции и нам подтвердили специальными техническими условиями, что это решение имеет право на существование. Как итог — мы единственные в России сегодня, кто использует подобные конструкции.
— Есть ли какая-то специфика СМР или оборудования в зависимости от функционального назначения зон МФЗ? Насколько я знаю, планетарию требовался шар в металлоконструкциях…
— Мы отвечаем за техническую, инженерную часть этого научного центра. Его оснащение будет производиться после сдачи Лахта Центра в эксплуатацию. Проект внутреннего пространства планетария уже готов, и могу сказать, что там будут использованы лучшие на сегодняшний день проектные решения по оснащению этой зоны. Их начнут воплощать в жизнь сразу после того, как мы закончим строительно-монтажные работы. Мы делаем ставку не на величину, а на качество оборудования, качество проекции, мультимедийный контент.
Помимо планетария у нас есть еще многофункциональный трансформируемый зал. Там у нас также определена концепция — это 11 типов трансформаций сценического пространства — от стоячего партера до камерного, это уникальное оборудование мирового уровня, в том числе особенная звуковая система. Перед строительством мы сделали несколько моделей пространства, чтобы добиться в итоге желаемого «коэффициента реверберации» — за счет формы зала и используемых материалов. В итоге получается оптимальное и живое звучание в любой части огромного помещения. Кроме того, такой подход позволит решить задачу освободить музыкальные коллективы от необходимости возить за собой десятки грузовиков с оборудованием — все необходимое звезды смогут найти здесь, в Лахта Центре. Зал будет готовы к любому райдеру.
Также у нас в МФЗ будет спорткомплекс с бассейном и медицинский центр и другие общественные пространства. Но все эти, как и остальные помещения в здании, сдаются в Shell&Core — мы готовим помещение и подводим коммуникации, дальше операторы или арендаторы будут заниматься внутренним наполнением.
Еще одним арт-объектом в здании станет наш медиа-фасад. Это практически целая стена одного из блоков МФЗ, выходящая на Приморский проспект. Это будут экраны за прозрачным фасадом.
— Как будет реализована логистика внутри всего комплекса зданий? Какая-то пешеходная навигация?
— Начнем с того, что весь комплекс будет пешеходным. Транспорт допускается только грузовой — для подвоза товаров и оборудования, служебные развозки. Этот транспорт пойдет в стилобате под атриумом на -1 этаже. Кроме того, в стилобате же есть еще и парковка на 2000 машиномест.
Что касается пешеходных потоков, то тут тоже все раздельно. Есть два главных входа — через арку и отдельный — в МФЗ с Северной площади. Большинство офисных сотрудников будет попадать в здание с -1 этажа, у них, разумеется, свои пропуска и большое количество входов-выходов. Посетители центра будут попадать в общественные пространства с улицы.
— Когда будет обустроен подъезд с разворотным кольцом перед входной аркой? Он уже мелькает в рендерах…
— Это вопросы к Правительству Петербурга. Насколько я знаю, профильный комитет проводит конкурс на строительство этого объекта. Эти работы должны быть синхронизированы с открытием нашего комплекса. Мы уже готовимся к тому, чтобы демобилизировать и убрать наши строительные городки в зоне строительства этой дороги и предоставить место подрядчику.
— Как обстоит дело с пожарной безопасностью? За какое время комплекс реально полностью эвакуировать?
— Система полностью аналогична установленной в башне. Это система тонокораспыленной воды, одна из самых эффективных на данный момент, система дымоудаления, современная система контроля и управления доступом (СКУД), которая обеспечивает автоматическое открытие всех выходов в случае тревоги. У нас есть специальные зоны безопасности (это все лестничные зоны с подпором воздуха), до которых можно добраться за 30 секунд. Мы привлекли, наверное, лучших производителей противопожарного оборудования, и наша задача сейчас собрать все это в единый комплекс и заставить корректно работать. Я уже не говорю о том, что пожар и не должен случиться — у нас все обработано огнезащитой, используются негорючие, огнестойкие материалы и т. д.
— Довольны ли подрядчиком, турецкой Ренейсанс Констракшн? Почему взяли его на вторую очередь?
— Если кто-то на стройке говорит, что к подрядчику нет никаких нареканий — он сильно лукавит. У нашего генподрядчика тоже есть свои слабые и сильные стороны, но при этом у компании очень большой опыт и кадровый ресурс. В общем и целом, пройденный путь с этим подрядчиком — это некая гарантия будущей синхронизации и безболезненного перехода на работы по второй очереди.
Михаил Немировский,
Фото: Игорь Бакустин